nantik7: (Default)
nantik7 ([personal profile] nantik7) wrote2012-04-25 09:32 pm

Провинция у моря

:Жители Санкт-Петербурга, как ни странно, совершенно не осознают себя островитянами, а могли бы. Никаких черт островной психологии со всеми вытекающими я у своих сограждан не наблюдаю. И море наше Балтийское никто морем толком не считает, и в разговоре никто морем не назовет – заливом в лучшем случае, а то и вовсе Лужей маркизовой.  Я вот по праву рождения и социальной адаптации должна бы себя почти великобританцем чувствовать, ан нет.






Я закоренелый василеостровец. Родилась на 9 линии у набережной, там до 14 лет прожила, затем в Гавань переехала, окна на залив выходили, и живу здесь по сей день. Училась в школе на набережной с видом на Исаакий, в институте на Первой линии, там же в аспирантуре, затем работала в том же институте, но в гаванском филиале, затем в школе на 22 линии,  писала газету для «Итаки» на Большом проспекте, и до 37 лет никуда вообще с Васильевского не выезжала. И вот метнулась восемь лет назад, но и то далеко от себя Васильевский не отпустил – работаю в Гимназии у Тучкова моста .

Я должна бы воплощать в себе (собою) живую ходячую классику островного менталитета, только я ничего такого не ощущаю. Да, с детства могла прошить весь Васильевский от Первой до 22 лини только проходными дворами (и сейчас бы с закрытыми глазами, но забили двери те); да. знаю все царапины на теле сфинксовых грифонов; да, только недавно перестала вздрагивать в 11 вечера (зимой и летом), сидючи в гостях: мосты разведут, бежать надо. До сих пор все лица от метро «Василеостровская» по Шестой до набережной кажутся знакомыми. Замирает сердце каждый раз, когда «Сестру печали» Шефнера перечитываю: всё это моё, мой дом, мой Вася. И тем не менее никакой, описанной Топоровым, островной психологии в себе не наблюдаю, как внутрь себя ни вглядываюсь. Более того, каждый раз, оказываясь на самом краю нашего города, у того самого Залива, готова воскликнуть вслед за Масяней «У нас же есть море»!







Вот тут-то, на диких берегах всё и всплывает, островное, провинциальное, водное. Из нутра, можно сказать, поднимается. Так и сегодня на Канонерском острове, в тумане.


























[identity profile] hlebsei.livejournal.com 2012-04-25 05:50 pm (UTC)(link)
Психологические островитяне, скорее, жители государств-на-острове. Моно ку-культура в силу замкнутости.
Город Великого Петра Ильича, конечно, не остров в стране России, даже умозрительно. Жители нашего города не только и не просто часть большущего неостровного народа, но и зачинатели многих, присущих теперь всем-всем в России, идей и традиций. Причём, далеко не оригинальных, а взятых с Миру-по-нитке.
Единственное, чего действительно жаль и не хватает городу - Морского Пароходства.
Порт - это просто география, пароходство - любовь к морю и желание быть на море.

[identity profile] nantik7.livejournal.com 2012-04-25 05:57 pm (UTC)(link)
Да. В масштабах города говорить об островной психологии, конечно, не стоит. Но у жителей Васильевского, говорят, что-то такое было. А сейчас... Море как будто бы есть, но как будто бы и нет. Тут вы правы, настоящей портовой жизни городу не хватает. Я вот у порта живу, и ничего.

[identity profile] hlebsei.livejournal.com 2012-04-26 06:58 am (UTC)(link)
Сам-то я по рождению с Выборгской-рабочей стороны и Фин.вокзал - центр нашего детского времяпрепровождения.
Однако, родни на В.О. было много и людей я знал с острова в избытке и оригиналов среди них действительно хватало. Например, во дворе на 10-ой, где жила сестра моей бабушки, мужики летом резались в домино по выходным, с утра и до утра. Так были там отец и взрослый сын, которые всегда без денег и проиграв лезли в окно своей комнаты: отец - по водосточной трубе (как легкотрудник, по возрасту), а сын - по огромному тополю, как Тарзан. Для удовольствия победителей, в компенсацию.
Кстати, сегодня видел в Программке, что покажут где-то по каналу фильм Дела давно минувших дней, про Катеньку. Эпизод побега из тюрьмы снимали у нас на выборгской, на улице Лебедева, у реальной тюрьмы, бывшей в ту пору - психбольницей.
Я был свидетелем этой съёмки и все статисты в эпизоде - пятнадцатисуточники с Каляева. Работали стрижкой за Беломор.
Мой старый дом как раз напротив. А у тюрьмы много чего снимали.