nantik7: (Default)
[personal profile] nantik7

Идем по главной, Московской, улице, по пути встречаем реликты советской и постсоветской истории.



Как Алексею Максимычу эту дырочку в левом боку проделали, понять не могу.



Детская площадка поновее, народ с эффектом галлюциногенных грибов, явно, уже знаком.



Подходим к Воздвиженской церкви (1826 год) – она очень хороша, лирична, стройна.





Обходим, оказываемся на площади перед стадионом, и видим. 



Да, я вспоминаю сведения из инета: на этом месте было городское кладбище, и церковь, в которой проводились отпевания, в народе называлась Кладбищенской. Захоронения срыли, видимо, в середине 30-х - 60 -х гг. при строительстве военных складов. Что-то перевернулось в душе, когда заметили мы у подножия креста маленькую табличку.



Васильев Алешенька, 1975.  Сразу представилась нам мать, которая похоронила своего Алешеньку на на месте старого кладбища, запомнила место, где он лежал, а потом парк здесь разбили, и приходила сюда на дорожки, плиткой выложенные,  и стояла здесь подолгу.



А потом разрешили крестик поставить, да вырос он, крест в напоминание обо всех умерших, раскатанных катком советской власти. Что ни говори, а нынешняя власть получше той будет. Может быть, история возникновения этой таблички совсем другая, но по силе воздействия она не сравнится для меня ни с мемориальными комплексами, ни со стелами памяти.

И не могу я до сих пор понять, что двигало сознанием людей, принявших решение о снесении кладбища в целях благоустройства района (наверняка что-нибудь в этом роде), о  строительстве завода в самом центре города, для чего пришлось расчистить главную, самую красивую площадь, снести самые крепкие и богатые дома.



Что это, окаянство или душевная тупость? Я могу понять даже баталии 20 – 30 годов: «Мы наш, мы новый мир построим, до основания … разрушим». Стихия революции или бесовщина, идеализм или  кровожадная жестокость – всё это моему разумению подвластно, но «чистка» Алатыря – дела гораздо более поздние, когда бури поутихли, убивать подустали, трагедии остались в прошлом. Началась эпоха будничного страха перед начальством и эмоциональной глухоты.  На заводах Алатыря, расположенных на площади Октябрьской революции, в 70 – 80 годы производят все, что нужно; после работы здоровый дух укрепляют в здоровом теле на стадионе, что на месте кладбища. Всё слаженно работает, общественное благополучие укрепляется, а глухота все глуше, а краски все серее.


Жаль, конечно, женщину в парке, плачет всё, ходит, говорят, ребенок её здесь похоронен был? Ну, что ж поделаешь, Алатырю стадион нужен да монумент воинам, павшим  в боях, –  всё в воспитательных целях.  Как-то так, что ли, дело было.

/Окончание следует/



Date: 2012-11-13 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mmekourdukova.livejournal.com
Ничего себе, кладбище со свежими могилами под стадион. Уметь надо.

В городе Клермон-Ферран видели огромное кладбище прямо в центре города. Ехали мимо на трамвае, и сидевший рядом молодой чел с плеером в ушах и газетой в руке оторвался от газеты, перекрестился в окошко и опять вернулся в газету.

Горький с дыркой в тазе, в сидячем виде достающий Ленину до плеча - !!

Date: 2012-11-13 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Да вот колонию почти в центре города оставить - это ничего так, а кладбище нельзя, оно ... незачем просто.
Да, о пропорциях мы тоже задумались. К Ленину тут вообще неуважение проявляют, другой памятник и вовсе неприличный: Ильич руку в кармане держит, так глубоко, что Бог знает что можно подумать.

Date: 2012-11-14 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] silberfischka.livejournal.com
"с дырочкой в правом боку"
Стреляли, наверное (не знаю чем и как).

С пионерского детства ощущается этот каток - по всему, что "не соответствует" :/

Date: 2012-11-14 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Да, не вписывается и просто не нужно.

Date: 2012-11-15 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] golos-peremen.livejournal.com
Хотя по сути настроения от города у вас всё верно, по фактам ошибки: главная улица - Московская (название ее действительно не менялось с 19 века)); кладбище закрыли в 1930-х годах, тгда же перестали хоронить, стадион на этом месте открыли в 1940-50-х, тогда же и кинотеатр, детский парк - в 1960-х (до этого времени кое-где оставались уцелевшие памятники и склепы). Место, где установлен крест, с 1941 по середину 1990-х использовалось как склад военного завода. Хоронить в 1970-х годах там в принципе не могли. Что, окнечно, не оправдывает "архитектурно-планировочные" решения советской власти.

Date: 2012-11-15 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Огого! Огромное спасибо за комментарии!
Да, мы предполагали, что кладбище срыли пораньше, я об этом и написала ("частично, наверное, снесли раньше"). А вот с Московской улицей, явно, сдвиг в моем мозгу произошел. Сейчас исправлю. Спасибо ещё раз!

Date: 2012-11-15 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
И откуда табличка у подножия креста?

Date: 2012-11-15 12:30 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Печальное какое.
У нас с кладбищами тоже грустно, очень. НА самом старом и большом - цирк, оставлен только крошечный некрополь с могилами Никитина и Кольцова. В районе реки улочки вымощены старыми могильными плитами. Их не заменили до сих пор.

Date: 2012-11-15 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Да, к сожалению, это у нас обычное дело. "Любовь к отеческим гробам" называется.

Date: 2012-11-17 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] ania-ba.livejournal.com
Умеете же вы находить такие "грибочки".:))) Горького задела "бандитская пуля".

Date: 2012-11-17 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
По-моему, грибочки - это мода последнего десятилетия.

Date: 2012-11-18 04:01 am (UTC)
From: [identity profile] arina2201.livejournal.com
Понятно про заводы. А что стадион... Мне кажется, всё такое - это планирование. Вот пришла разнарядка построить в Чувашии сто стадионов, допустим. Тогда же было Государственное Планирование.

Date: 2012-11-18 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Да и заводы, и стадионы "для пользы дела" строили, по разнарядкам, возможно. Но место сами выбирали, местные власти.

Date: 2012-11-18 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] arina2201.livejournal.com
Им просто не приходило в голову построить что-то за городом, тем более могли не дать земли. А на кладбище им было плевать, как и на всё.

Date: 2012-11-18 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Да зачем же за городом, можно просто на окраине построить завод, не в центре, а кладбище обойти, но они руководствовались совсем другими соображениями.

Profile

nantik7: (Default)
nantik7

June 2015

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
212223242526 27
282930    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 9th, 2025 04:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios